Всегда ли так было, или это веяние современной жизни, однако все чаще я сталкиваюсь с тем, что образ чего-то становится важнее того, что он собственно олицетворяет.
Самый банальный пример: представьте, что вы захотели побаловать себя чем-то вкусным, или же пригласили гостей на вечер и теперь вам нужно найти угощение к столу. У вас, как жителя мегаполиса, есть выбор: пойти на рынок и купить там развесных шоколадок - пригоршню разномастных конфет, которую полная продавщица наберет совочком в тонкий целлофановый пакетик - или же заглянуть в супермаркет, где в зале играет бодрая музыка, а на бесконечных стеллажах расставлены ассорти из все тех же конфет, только в красивых фантиках и уложенных в цветастую картонную коробочку. При условии, что цена будет одинакова, где вы предпочтете совершить покупку? Если речь идет о лакомстве для себя любимой/любимого, то рынок еще имеет шансы на успех - вдруг там начинка у конфет чуть вкуснее. Но если угощение покупается для гостей, выбор очевиден - вы потратитесь на магазинные конфеты. Потому что негоже ставить на стол какие-то кособокие конфеты с рынка, еще подумают, что вы либо забыли купить сладкое заранее, либо поскупились на что-то более аппетитное. Да-да, аппетитное. Пусть мы и не едим шуршащий фантик от конфеты, тем не менее он отвечает за имидж конфеты, за ее ценность и статус в наших глазах. По фантику мы ориентируемся в том, что это за продукт и какую идеологию он представляет. Все помнят, что в детстве конфета "Коровка" была явно вкуснее тех, что продают сейчас. Соответственно бумажный ретро-фантик советского дизайна будет иметь приоритет при выборе этого сорта конфет, а "Коровки", одетые по-современному, останутся не у дел. Если же вы выбираете овсяную кашу, то крупа в плотной картонной коробке финского бренда с фотографией красиво сервированной каши и описанием продукта на восьми языках вызовет больше доверия, чем кулек крупы непонятной фирмы "Кашка-Малашка". Быть может, "Кашка-Малашка" выпускает крупы на 30 лет дольше, чем финский гигант, но вы никогда не обращали на нее внимания, так как ее не показывают по телевизору и не печатают в журнале "Вкусно и полезно".
Ну, довольно пищевых аллегорий. В любой сфере жизни можно найти примеры того, насколько сильно мы подвластны силе образов, приписываемых тем или иным вещам, поступкам, состояниям.
Если кто-то выкладывает в инстаграме фотографии себя на велосипеде, в лесу или в боулинге - то он уже почти что спортсмен, заядлый любитель активного отдыха и поборник здорового образа жизни. Даже если фотографий всего три, и все они сняты в единственный в своем роде уикенд, когда товарищу надоело смотреть дома сериалы с пивом в руке. Но это не мешает иногда заново ставить памятные снимки на аватарку в течение целого года, периодически напоминая знакомым, какой он спортивный/активный.
Если ты толстый - значит непременно одинокий лузер, а если стройный - то успешный красавчик. Элементарная схема "вон та девица в рекламе худее меня, и видимо поэтому ее обнимает красавец на пляже, следовательно, это верный путь к успеху" может довести до отчаяния даже самых психически устойчивых личностей. В погоне за идеалом наиболее упертая девушка переболеет булимией, анорексией, потеряет добрую часть друзей из-за своей одержимости диетой, а в итоге останется у разбитого корыта: с чуть более стройным телом, но и без намека на те блага, что по идее должны были появиться вместе с ним. Почему так? Потому, что стройность (по нынешним меркам - скорее худоба) - это составляющая имиджа успешного человека. Стройность олицетворяет здоровье (даже если худеет человек с помощью сомнительных индийских таблеток), спортивность (если считать поход в тот же боулинг раз в две недели спортом), интерес к более возвышенным материям, чем еда (что достигается обжираловкой в один день и строгим постом на следующий) и так далее. Мы верим, что такое состояние тела принесет нам любовь, популярность и счастье. Что образ, который кажется нам залогом успеха, отражает те же ценности и для окружающих.
Руководствуясь этим же принципом, мы подбираем для себя одежду: юбку, если хотим казаться женственной, платье - еще женственнее, каблуки - для придания образу хрупкости и невесомости, украшения как символ достатка и элегантности. Или же наоборот: футболка с любимой группой - "чтобы все видели, какой я крутой", рваные джинсы - "мне плевать на вас, я нон-конформист", заношенные кеды - "я не трачусь на такие мелочи, как обувь".
Но при всем при этом никто из нас не верит до конца в тот образ, который мы для себя создаем и над поддержанием которого усердно трудимся. Просто так жить интереснее, как-будто играешь в Симс, только в реальной жизни. Мы все видим только внешнюю оболочку друг друга, и в отношении окружающих нам почему-то проще поверить в аутентичность их образа. Пусть мы и знаем, что не до конца соответствуем тому, что сами говорим, одеваем, показываем, но когда дело других, нам хочется верить в то, что они именно те, кем хотят казаться. Что what you see is what you buy. Видя на конфетной обертке изюм, мы будем разочарованы, окажись внутри фундук.
А когда речь заходит о занятиях - ооо! Здесь мерилом профессионализма может служить только собственная самооценка. Кто-то назовет себя компьютерным хакером, стоит ему раз подобрать пароль "вконтакте" своего знакомого. Более скромный человек постесняется назваться компьютерным специалистом, пока не повторит подвиг Ассанжа. Про художников, музыкантов, фотографов, дизайнеров, писателей говорить можно бесконечно долго. Творчество - штука субъективная, и тот, кто себя лучше продает непрошаренной публике, тот и оказывается на коне. Потому что один готов сказать "я востребованный артист, у меня уникальные идеи и гениальное воплощение, восторгайтесь моей работой", а у другого язык не повернется. Сумеречная Майер, детективная Донцова, серобурмалиновая (50 Shades of Gray) Джеймс, магическая Роулинг не получают одобрения серьезных писателей, но публике понравилось, образ сработал, тиражи разлетелись. Потому что содержание потеряло свое значение, когда читатели поверили в образ. Стиль, слог, сюжет уныло ковыляют за широкой спиной большой сверкающей идеи, которая пришлась по духу миллионам людей. Людям хочется пощупать, что такое преданная и несчастная любовь, которой почему-то нет в их скучных жизнях - и они открывают Сумерки. Они не уверены, какой должна быть страсть и сексуальная жизнь - ответы можно найти в "50 оттенках". Поттериана возвращает в волшебные времена детства. Ну а Донцова...что ж, она тоже выполняет важную функцию, рассказывая своим 50-летним читательницам, листающим замусоленные томики в метро, что кому-то живется похуже них, но при этом не забывает позабавить смешными сценками с мопсиками и рассеянной героиней.
Всего этого на самом деле не существует до тех пор, пока мы сами этого не создаем в своем воображении. Если бы не человеческая потребность в поисках смысла жизни и ее скрытых правил, жить было бы довольно скучно: еда-сон-труд-отдых-спаривание-потомство-воспитание-смерть. Полный тупик, короче. Но создание образов и придание обыденным вещам особого смысла наполняют наши жизни азартом, эмоциями, волнением, предвкушением. Нам хочется чего-то ждать, кого-то любить, чего-то добиваться, как-то выделяться. Пусть это и приобретенные в ходе эволюции состояния, без них мы бы не стали людьми. Наверное поэтому в человеческом обществе существуют явления, без которых обходятся живые организмы всех других видов: влюбленность, спорт, рукоделие, искусство, религия, игры, философия, политика, развлечения, предсказания, мода...
Образ - это тот фантик, в который мы заворачиваем наше банальное существование. Мы сами придумываем себе цели, чтобы их добиваться, и проблемы, чтобы их решать. Скучно играть в игру, в которой нет правил и цели. Без искусственно созданных человечеством образов жизнь была бы как раз такой бессмысленной и нелепой игрой. Главное не отвлекаться и продолжать играть со всеми, чтобы не потерять интерес.
Самый банальный пример: представьте, что вы захотели побаловать себя чем-то вкусным, или же пригласили гостей на вечер и теперь вам нужно найти угощение к столу. У вас, как жителя мегаполиса, есть выбор: пойти на рынок и купить там развесных шоколадок - пригоршню разномастных конфет, которую полная продавщица наберет совочком в тонкий целлофановый пакетик - или же заглянуть в супермаркет, где в зале играет бодрая музыка, а на бесконечных стеллажах расставлены ассорти из все тех же конфет, только в красивых фантиках и уложенных в цветастую картонную коробочку. При условии, что цена будет одинакова, где вы предпочтете совершить покупку? Если речь идет о лакомстве для себя любимой/любимого, то рынок еще имеет шансы на успех - вдруг там начинка у конфет чуть вкуснее. Но если угощение покупается для гостей, выбор очевиден - вы потратитесь на магазинные конфеты. Потому что негоже ставить на стол какие-то кособокие конфеты с рынка, еще подумают, что вы либо забыли купить сладкое заранее, либо поскупились на что-то более аппетитное. Да-да, аппетитное. Пусть мы и не едим шуршащий фантик от конфеты, тем не менее он отвечает за имидж конфеты, за ее ценность и статус в наших глазах. По фантику мы ориентируемся в том, что это за продукт и какую идеологию он представляет. Все помнят, что в детстве конфета "Коровка" была явно вкуснее тех, что продают сейчас. Соответственно бумажный ретро-фантик советского дизайна будет иметь приоритет при выборе этого сорта конфет, а "Коровки", одетые по-современному, останутся не у дел. Если же вы выбираете овсяную кашу, то крупа в плотной картонной коробке финского бренда с фотографией красиво сервированной каши и описанием продукта на восьми языках вызовет больше доверия, чем кулек крупы непонятной фирмы "Кашка-Малашка". Быть может, "Кашка-Малашка" выпускает крупы на 30 лет дольше, чем финский гигант, но вы никогда не обращали на нее внимания, так как ее не показывают по телевизору и не печатают в журнале "Вкусно и полезно".
Ну, довольно пищевых аллегорий. В любой сфере жизни можно найти примеры того, насколько сильно мы подвластны силе образов, приписываемых тем или иным вещам, поступкам, состояниям.
Если кто-то выкладывает в инстаграме фотографии себя на велосипеде, в лесу или в боулинге - то он уже почти что спортсмен, заядлый любитель активного отдыха и поборник здорового образа жизни. Даже если фотографий всего три, и все они сняты в единственный в своем роде уикенд, когда товарищу надоело смотреть дома сериалы с пивом в руке. Но это не мешает иногда заново ставить памятные снимки на аватарку в течение целого года, периодически напоминая знакомым, какой он спортивный/активный.
Если ты толстый - значит непременно одинокий лузер, а если стройный - то успешный красавчик. Элементарная схема "вон та девица в рекламе худее меня, и видимо поэтому ее обнимает красавец на пляже, следовательно, это верный путь к успеху" может довести до отчаяния даже самых психически устойчивых личностей. В погоне за идеалом наиболее упертая девушка переболеет булимией, анорексией, потеряет добрую часть друзей из-за своей одержимости диетой, а в итоге останется у разбитого корыта: с чуть более стройным телом, но и без намека на те блага, что по идее должны были появиться вместе с ним. Почему так? Потому, что стройность (по нынешним меркам - скорее худоба) - это составляющая имиджа успешного человека. Стройность олицетворяет здоровье (даже если худеет человек с помощью сомнительных индийских таблеток), спортивность (если считать поход в тот же боулинг раз в две недели спортом), интерес к более возвышенным материям, чем еда (что достигается обжираловкой в один день и строгим постом на следующий) и так далее. Мы верим, что такое состояние тела принесет нам любовь, популярность и счастье. Что образ, который кажется нам залогом успеха, отражает те же ценности и для окружающих.
Руководствуясь этим же принципом, мы подбираем для себя одежду: юбку, если хотим казаться женственной, платье - еще женственнее, каблуки - для придания образу хрупкости и невесомости, украшения как символ достатка и элегантности. Или же наоборот: футболка с любимой группой - "чтобы все видели, какой я крутой", рваные джинсы - "мне плевать на вас, я нон-конформист", заношенные кеды - "я не трачусь на такие мелочи, как обувь".
Но при всем при этом никто из нас не верит до конца в тот образ, который мы для себя создаем и над поддержанием которого усердно трудимся. Просто так жить интереснее, как-будто играешь в Симс, только в реальной жизни. Мы все видим только внешнюю оболочку друг друга, и в отношении окружающих нам почему-то проще поверить в аутентичность их образа. Пусть мы и знаем, что не до конца соответствуем тому, что сами говорим, одеваем, показываем, но когда дело других, нам хочется верить в то, что они именно те, кем хотят казаться. Что what you see is what you buy. Видя на конфетной обертке изюм, мы будем разочарованы, окажись внутри фундук.
А когда речь заходит о занятиях - ооо! Здесь мерилом профессионализма может служить только собственная самооценка. Кто-то назовет себя компьютерным хакером, стоит ему раз подобрать пароль "вконтакте" своего знакомого. Более скромный человек постесняется назваться компьютерным специалистом, пока не повторит подвиг Ассанжа. Про художников, музыкантов, фотографов, дизайнеров, писателей говорить можно бесконечно долго. Творчество - штука субъективная, и тот, кто себя лучше продает непрошаренной публике, тот и оказывается на коне. Потому что один готов сказать "я востребованный артист, у меня уникальные идеи и гениальное воплощение, восторгайтесь моей работой", а у другого язык не повернется. Сумеречная Майер, детективная Донцова, серобурмалиновая (50 Shades of Gray) Джеймс, магическая Роулинг не получают одобрения серьезных писателей, но публике понравилось, образ сработал, тиражи разлетелись. Потому что содержание потеряло свое значение, когда читатели поверили в образ. Стиль, слог, сюжет уныло ковыляют за широкой спиной большой сверкающей идеи, которая пришлась по духу миллионам людей. Людям хочется пощупать, что такое преданная и несчастная любовь, которой почему-то нет в их скучных жизнях - и они открывают Сумерки. Они не уверены, какой должна быть страсть и сексуальная жизнь - ответы можно найти в "50 оттенках". Поттериана возвращает в волшебные времена детства. Ну а Донцова...что ж, она тоже выполняет важную функцию, рассказывая своим 50-летним читательницам, листающим замусоленные томики в метро, что кому-то живется похуже них, но при этом не забывает позабавить смешными сценками с мопсиками и рассеянной героиней.
Всего этого на самом деле не существует до тех пор, пока мы сами этого не создаем в своем воображении. Если бы не человеческая потребность в поисках смысла жизни и ее скрытых правил, жить было бы довольно скучно: еда-сон-труд-отдых-спаривание-потомство-воспитание-смерть. Полный тупик, короче. Но создание образов и придание обыденным вещам особого смысла наполняют наши жизни азартом, эмоциями, волнением, предвкушением. Нам хочется чего-то ждать, кого-то любить, чего-то добиваться, как-то выделяться. Пусть это и приобретенные в ходе эволюции состояния, без них мы бы не стали людьми. Наверное поэтому в человеческом обществе существуют явления, без которых обходятся живые организмы всех других видов: влюбленность, спорт, рукоделие, искусство, религия, игры, философия, политика, развлечения, предсказания, мода...
Образ - это тот фантик, в который мы заворачиваем наше банальное существование. Мы сами придумываем себе цели, чтобы их добиваться, и проблемы, чтобы их решать. Скучно играть в игру, в которой нет правил и цели. Без искусственно созданных человечеством образов жизнь была бы как раз такой бессмысленной и нелепой игрой. Главное не отвлекаться и продолжать играть со всеми, чтобы не потерять интерес.
Очень глубокие мысли.и созвучно моим мыслям.нужно сделать твой блог широким для обсуждения.это многим интересно будет.как его вывести в большое число просмотров?
ОтветитьУдалить